Внедрение СМК на предприятии

Как внедряется СМК на предприятии

Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) – относительно новая концепция для российской традиции управления предприятием. Однако успешное внедрение СМК и ее последующая сертификация может дать фирме ряд важных преимуществ перед конкурентами. Поэтому будет полезно выяснить, что такое СМК, как именно происходит ее внедрение на предприятии и какую выгоду из ее внедрения может извлечь руководство компании.

Что такое СМК и зачем она нужна

Система управления качеством – часть общей системы управления компании, которая отвечает за контроль качества выпускаемой продукции и его постоянное улучшение. СМК оформляется в виде внутренних документов предприятия и должна охватывать все его уровни. Принятые на международном уровне требования к СМК содержатся в ISO 9001.

Внедрение и успешная сертификация СМК, соответствующей требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001, дает компании такие важные преимущества:

  • постоянное повышение качества продукции;
  • повышение эффективности управления предприятием;
  • улучшение репутации бренда;
  • возможность подавать заявки на участие в тендерах в качестве поставщика по госзакупкам;
  • льготные условия кредитования и снижение страховых взносов;
  • доступ к зарубежным рынкам;
  • повышение уровня доверия иностранных поставщиков.

Этапы и особенности внедрения СМК

Разработка и внедрение СМК в любой организации проходит в таком порядке:

  • Выпускается приказ руководства о начале работ по разработке СМК, в котором указывается ответственное лицо (рангом не ниже заместителя генерального директора) и назначается рабочая группа.
  • Члены рабочей группы изучают требования стандарта ISO 9001.
  • Проводится анкетирование сотрудников компании, целью которого является выяснение основных бизнес-процессов предприятия, определение существующей системы контроля качества, изучение распределения ресурсов и ответственности.
  • После анкетирования проводятся индивидуальные интервью с сотрудниками.
  • На основе полученной информации составляется план будущей СМК.
  • Рабочая группа формализует полученные в ходе анкетирования и интервью сведения в виде описания бизнес-процессов компании, а затем разрабатывает документы о внедрении СМК в эти процессы. Процессы могут быть описаны в виде карт процессов.
  • Рабочая группа разрабатывает проекты приказов руководства об изменении бизнес-процессов и внедрении СМК.
  • Руководство подписывает разработанные рабочей группой документы, СМК внедряется в тестовом режиме.
  • Рабочая группа определяет состав группы внутренних аудиторов.
  • Внутренние аудиторы проводят аудит СМК.
  • По итогам аудита в работу СМК вносятся коррективы.

Чтобы сертифицировать внедренную СМК, нужно:

  • провести внутренний аудит;
  • подать заявку на сертификацию в аккредитованный центр сертификации;
  • предоставить учредительные документы компании, ее реквизиты и весь комплект документов на СМК экспертам центра;
  • успешно пройти внешний аудит.

Если эксперты дают положительную оценку соответствия СМК требованиям стандарта, сотрудники центра проводят собеседование с руководителем компании (этого требует критерий «Лидерство руководства»). По итогам собеседования принимает окончательное решение о присвоении компании сертификата соответствия ИСО 9001.

Заказать разработку и внедрение СМК, а также ее последующую сертификацию можно в компании «Единый сертификационный центр».