О безопасности машин и оборудования

Нужна консультация?

15.02.2013 был введен в действие ряд Технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) в сфере машиностроения и промышленности, относящихся к производству низковольтной электротехники, устройств, основанных на сжигании газа, лифтов, оборудования, промышленных машин и другой подобной техники. Наиболее значимые из этих ТР ТС – это НВО 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», БМО 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ЭМС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». Требования этих ТР ТС обязательны для широкой номенклатуры производимых и реализуемых в ТС технических устройств.

В этих документах есть ряд существенных изменений по сравнению с предыдущими нормативными актами в этой сфере. Большая часть нововведений относится к процедуре оформления документов соответствия продукций нормам ТР ТС в виде сертификатов и деклараций. Эти регламенты содержат ряд норм соответствия, которые ранее никогда не применялись в рамках правового поля стран-участниц Таможенного союза. Ситуацию осложняло отсутствие практики правоприменения относительно этих новых норм, поэтому поначалу получение сертификата или декларации по этим ТР ТС было проблематичным. Многие органы сертификации предпочитали руководствоваться нормами национальных ТР вместо вновь введенных ТР ТС.

Одним из нововведений стала возможность оформления сертификата соответствия ТР ТС даже на ту продукцию, на которую обязательным является только оформление декларации. Решение о том, какой именно документ оформлять на продукцию в такой ситуации, принимает Заявитель. Никакой контролирующий или иной орган не имеет права заставлять Заявителя оформлять сертификат на товары, которые подлежат только декларации, а не сертификации. Тем не менее многие Заявители самостоятельно предпочитают оформлять именно сертификаты, а не декларации. Происходит это потому, что среди отечественных компаний бытует мнение, что сертификат имеет больший вес в глазах потребителей и контролирующих органов, чем декларация.

Основная разница между этими двумя видами документов состоит в том, что при оформлении декларации вся юридическая ответственность за достоверность содержащихся в ней сведений возлагается на Заявителя, а роль органа сертификации состоит лишь в регистрации этого документа, тогда как при оформлении сертификата правовые последствия при недостоверности указанных данных могут наступить именно для руководителя органа сертификации, а также для эксперта, проводившего тестирование соответствующих товаров. Орган сертификации в таком случае должен организовать хранение и испытание образцов продукции.

Есть определенные отличия и во внешнем виде этих двух типов документов. Сертификаты оформляются исключительно на номерных бланках строгой отчетности, тогда как декларация составляется на обычном листе белой бумаги формата А4, а подписывает ее только Заявитель. Сертификаты и декларации ТР ТС действуют во всех странах, входящих в Таможенный союз, но заполняются на официальном языке страны, которая их выдала.

Другие важные новшества связаны с порядком оформления акта анализа состояния производства (АСП). Они в основном затрагивают порядок оформления сертификатов соответствия ТР ТС на серийные изделия по процедуре 1С, а также в случаях, когда предусмотренный порядок сертификации товаров включает выездную экспертизу производства и выдачу АСП. По результатам выездной экспертизы должен быть составлен соответствующий акт, который должен обязательно иметь порядковый номер и дату составления. Основные этапы анализа состояния производства мало отличаются для компаний, зарегистрированных на территории ТС и за его пределами. Есть определенные отличия в списке необходимых для получения акта документов. Также при составлении акта АСП для иностранного предприятия все документы составляются на двух языках, а именно на русском и английском. Вместо англоязычной версии документов, они могут быть представлены на официальном языке страны, где физически расположены исследуемые производственные мощности. Правом выездной экспертизы обладают только сотрудники сертификационных органов.

Для составления акта анализа состояния производства нужно собрать такой пакет документов:

  • уставные и регистрационные документы производителя (свидетельства ИНН и ОГРН, коды Госкомстата, Устав);
  • сертификаты ISO 9001-2008;
  • схема организационно-управленческой структуры предприятия;
  • приказы о назначении сотрудников, отвечающих за качество товаров;
  • приказы о назначении сотрудников, отвечающих за эксплуатацию измерительных средств;
  • техническая, технологическая и конструкторская документация на товар;
  • сертификаты или декларации на все виды материалов, комплектующих и сырья, которые подлежат сертификации или декларации по нормам ТР ТС;
  • сертификаты или декларации на используемое в производстве оборудование;
  • сертификаты для используемых средств измерения, графики их поверки;
  • официальные методики, протоколы и акты испытаний приемки товаров;
  • принятое в компании руководство по качеству;
  • графики всех видов контроля выпускаемых продуктов (входного, выходного и промежуточного);
  • список оборудования и оснащения, используемого на производстве;
  • действующие регламенты контроля.

Экспертный анализ состояния производства включает в себя исследование предоставленных документов, посещение и осмотр производственных мощностей, тестирование опытных образцов и личное присутствие эксперта на испытаниях выпускаемых компанией товаров. АСП может производиться во всех филиалах заводов Заявителя, порядок экспертизы для филиалов аналогичен анализу одиночного объекта производства. По результатам анализа наименования филиалов могут быть вписаны в приложение к сертификату, но только если на эти филиалы был оформлен акт АСП. В сертификат соответствия ТР ТС обязательно вписываются номера и даты оформления всех актов АСП, связанных с сертифицируемым товаром.

Остались вопросы?

Договор о представительстве на территории ТС

В качестве Заявителя на получение сертификата или декларации согласно ТР ТС могут выступать исключительно юридические лица или индивидуальные предприниматели (ИП), зарегистрированные в странах-участницах Таможенного союза. Российская система стандартов ГОСТ Р позволяла подавать заявки на получение документов соответствия и иностранным предприятиям, но в Технических регламентах ТС такой порядок не предусмотрен. При этом согласно ТР, обладатель сертификата или декларации несет ответственность за безопасность и качество соответствующих товаров в полном объеме. Если Заявитель непосредственно не является производителем товаров, то между этими сторонами обязательно должен быть заключен договор о выполнении Заявителем функций иностранного изготовителя на территории ТС. В этом договоре должны быть прописаны все функции, связанные с соблюдением требований ТР ТС, согласно которому выдается сертификат или декларация. Также именно на Заявителя должна возлагаться ответственность за гарантийное и послегарантийное обслуживание сертифицируемых (декларируемых) товаров, обработку рекламаций и жалоб от покупателей. Заявитель должен иметь возможность осуществлять производственный контроль сертифицируемых или декларируемых товаров, если эти документы оформляются не на отдельные партии, а на серию. Заявитель должен иметь документы, подтверждающие стабильность производства товаров и соответствие каждого их образца требованиям ТР. Одним из таких документов на определенные виды товаров может стать Обоснование Безопасности (ОБ). ОБ оформляется согласно порядку, установленному ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Без оформления Обоснованя Безопасности невозможно оформление сертификатов или деклараций соответствия ТР ТС БМО 010/2011. Узнать в деталях о нюансах оформления ОБ можно в разделе «Разработка технической документации» нашего портала. Составляется такой документ согласно принципам, указанным в ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и Оборудования». Российские сертификационные органы при составлении ОБ также могут руководствоваться Техническим файлом по EN 2006/42/ЕС. По желанию Заявителя, порядковый номер ОБ и/или дата его оформления могут быть внесены в документ соответствия ТР ТС (в пункт «Дополнительная информация». Технические регламенты Таможенного союза создавались в основном на основе актуальных норм, принятых в РФ, Казахстане и Беларуси, поэтому в большинстве случаев они руководствуются ГОСТами (и ГОСТами Р), стандартами IEC и СТБ Республики Беларусь. Для некоторых Регламентов (например, для ТР ТС 004/2011) существуют официальные Таблицы Эквивалентности, в которых указаны ГОСТ Р, СТБ РБ и другие международные стандарты, использованные при составлении Технического регламента. Для каждого стандарта указываются наименование и дата его выпуска. Если стандарт отменяется, в таблице это отмечается в отдельной колонке. Для устройств разного назначения согласно этой Таблице могут применяться разные стандарты. Так, ГОСТ Р и СТБ применяются в основном к бытовой технике, блокировкам, аварийным и сигнальным системам, коммутаторам и оборудованию, используемому в вычислительной технике. Для видов товаров, для которых невозможно найти соответствие ни в ГОСТ Р, ни в СТБ, применяются нормы IEC. Испытания товаров должны проводиться по нормам стандартов, указанных для этой категории продуктов в Таблице Эквивалентности. Для некоторых категорий техники стандарты IEC совпадают с нормами ГОСТ Р и/или СТБ МЭК. При осуществлении экспертизы, соответствующие органы и лаборатория должны строго следовать требованиям ТР. Определенные виды товаров для допуска на рынок подлежат проверке соответствия одновременно нормам нескольких ТР ТС. К примеру, бытовая техника должна получать сертификаты соответствия и ТР ТС НВО 004/2011, и ТР ТС ЭМС 020.2011. Поэтому в структуре каждого Регламента предусмотрены перечни продукции, подлежащие обязательному оформлению документов соответствия, с указанием вида этих документов. Обычно эти перечни разделены на две части – в первую входят товары, подлежащие обязательной сертификации, а во вторую – те, что нужно обязательно декларировать. Для каждого из ТР установлены свои критерии, позволяющие отнести товар к одной из этих категорий. Так, ТР ТС 004/2011 при определении обязательности оформления документов предполагает классификацию по номинальному напряжению. Товары, для которых эта величина составляет более 50 вольт, подлежат обязательной сертификации, тогда как для изделий с номинальным напряжением менее 50 вольт обязательно только оформление декларации ТР ТС. Если разные Технические регламенты предполагают получение на товар разных видов документов, то вначале оформляется декларация, а затем подается заявка на сертификацию. Это позволит указать выходные данные декларации в сертификате (пункт «Основания»). Органы сертификации в подобной ситуации имеют право выдавать только сертификат без физического выпуска декларации, однако экспертиза продукции все равно должна проводиться по нормам всех ТР ТС, введенных для этой категории товаров. Иногда товары подлежат сертификации сразу по трем ТР ТС – чаще всего это касается промышленной технике. Для таких изделий основным будет документ соответствия ТР ТС БМО 010/2011. Если товар включен одновременно в ТР ТС БМО, НВО и ЭМС, то по желанию Заявителя может выполняться тестирование только на соответствие требованиям ТР ТС 010/2011 без проверки по нормативам двух остальных Регламентов. Но стоит учитывать, что в таком случае товар может получить только декларацию, а не сертификат. С такой «неполной» декларацией продукт хоть и может выходить на внутренний рынок ТС, но маркировка ЕАС не может официально наноситься на его этикетку. Поэтому принимая решения о том, на какие ТР ТС оформлять документы соответствия, лучше всего проконсультироваться со специалистами.

Правила оформления и хранения документов

Все подаваемые Заявителем документы должны быть подписаны его руководителем и заверены печатью. Установленный Законом срок хранения всех связанных с сертификацией и подачей деклараций документов составляет 10 лет со дня окончания срока документа соответствия. При оформлении документов должны быть учтены все требования соответствующего ТР ТС. По мере возможного увеличения количества стран, входящих в Таможенный союз, могут быть приняты новые изменения в ТР ТС, поскольку целью создания этих Регламентов является обеспечение единого нормативного правового поля для внутреннего рынка всех стран-участниц, что должно способствовать экономической интеграции и облегчению товарных отношений между входящими в ТС странами.

Выберите ваше действие

Позвоните или закажите звонок

Наш телефон: 8800 707 3387

Получите КП и зафиксируйте условия




    Примеры документов

    Остались вопросы?

    Контактная информация

    Телефон:

    8 800 707 3387

    Адрес:

    115407, г. Москва, ул. Речников 17, корп. 2

    E-mail:

    info@escts.ru