Что такое система менеджмента качества
Российское законодательство пока что не требует от организаций обязательного внедрения и сертификации системы менеджмента качества (СМК). Но с каждым годом все больше российских компаний внедряют у себя СМК и проходят ее добровольную сертификацию. Поэтому стоит разобраться, что такое система менеджмента качества и какие преимущества дает предприятию ее внедрение.
Понятие СМК
Системой менеджмента качества называют часть действующей в организации системы менеджмента, ответственную за контроль, поддержание и совершенствование качества оказываемых компанией услуг или производимых ею товаров.
Согласно современным стандартам, СМК должна базироваться на принципах TQM (всеобщего управления качеством) и основываться на постоянном стремлении менеджмента компании к повышению:
- качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- качества принятых в организации бизнес-процессов;
- квалификации сотрудников компании.
Корректная СМК обязательно включает такие составляющие:
- Четко прописанные и организованные бизнес-процессы компании.
- Формализованную политику в области качества.
- Ресурсы, выделенные компанией на функционирование СМК.
- Механизмы профилактики отклонений от стандартов качества.
- Заложенные механизмы постоянного улучшения самой СМК.
СМК обязательно должна быть оформлена в виде внутренних документов компании – регламентов и политик качества, приказов и распоряжений руководства.
В большинстве стран мира, включая Россию, актуальные требования к СМК основываются на международном стандарте ISO 9001.
Требования стандарта ISO 9001
Стандарт ISO 9001, введенный в правовое поле РФ как ГОСТ Р ИСО 9001, выдвигает ряд требований к системам управления качеством. Основные из них:
- Клиентоориентированность.
- Лидерская роль руководства и менеджмента компании в разработке и реализации СМК.
- Вовлечение сотрудников компании в управление качеством на всех уровнях.
- Управление ресурсами и деятельностью организации на основе процессного подхода.
- Систематизация менеджмента.
- Постоянное стремление к повышению качества согласно концепции TQM.
- Принятие решений на основе поступающих данных.
- Организация взаимовыгодного сотрудничества с контрагентами.
Если внедренная в компании СМК по результатам сначала внутреннего, а затем независимого внешнего аудита признана соответствующей требованиям ISO 9001, она может получить добровольный сертификат соответствия.
Достоинства внедрения и сертификации СМК
Успешная разработка, внедрение и сертификация СМК дает компании ряд важных конкурентных преимуществ:
- Повышение качества выпускаемых товаров (услуг).
- Повышение эффективности управления компанией.
- Возможность участия в госбюджетных тендерах в качестве поставщика.
- Льготные условия кредитования и страхования.
- Доступ на зарубежные рынки.
- Возможность добиться выгодных условий сотрудничества с иностранными поставщиками и получить статус официального дилера.
Заказать сертификацию на внедренный в организации менеджмент качества (ИСО 9001), а также получить помощь в разработке и внедрении СМК можно в компании «Единый сертификационный центр».