О системе менеджмента качества

Что такое система менеджмента качества

Российское законодательство пока что не требует от организаций обязательного внедрения и сертификации системы менеджмента качества (СМК). Но с каждым годом все больше российских компаний внедряют у себя СМК и проходят ее добровольную сертификацию. Поэтому стоит разобраться, что такое система менеджмента качества и какие преимущества дает предприятию ее внедрение.

Понятие СМК

Системой менеджмента качества называют часть действующей в организации системы менеджмента, ответственную за контроль, поддержание и совершенствование качества оказываемых компанией услуг или производимых ею товаров.

Согласно современным стандартам, СМК должна базироваться на принципах TQM (всеобщего управления качеством) и основываться на постоянном стремлении менеджмента компании к повышению:

  • качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
  • качества принятых в организации бизнес-процессов;
  • квалификации сотрудников компании.

Корректная СМК обязательно включает такие составляющие:

  • Четко прописанные и организованные бизнес-процессы компании.
  • Формализованную политику в области качества.
  • Ресурсы, выделенные компанией на функционирование СМК.
  • Механизмы профилактики отклонений от стандартов качества.
  • Заложенные механизмы постоянного улучшения самой СМК.

СМК обязательно должна быть оформлена в виде внутренних документов компании – регламентов и политик качества, приказов и распоряжений руководства.

В большинстве стран мира, включая Россию, актуальные требования к СМК основываются на международном стандарте ISO 9001.

Требования стандарта ISO 9001

Стандарт ISO 9001, введенный в правовое поле РФ как ГОСТ Р ИСО 9001, выдвигает ряд требований к системам управления качеством. Основные из них:

  • Клиентоориентированность.
  • Лидерская роль руководства и менеджмента компании в разработке и реализации СМК.
  • Вовлечение сотрудников компании в управление качеством на всех уровнях.
  • Управление ресурсами и деятельностью организации на основе процессного подхода.
  • Систематизация менеджмента.
  • Постоянное стремление к повышению качества согласно концепции TQM.
  • Принятие решений на основе поступающих данных.
  • Организация взаимовыгодного сотрудничества с контрагентами.

Если внедренная в компании СМК по результатам сначала внутреннего, а затем независимого внешнего аудита признана соответствующей требованиям ISO 9001, она может получить добровольный сертификат соответствия.

Достоинства внедрения и сертификации СМК

Успешная разработка, внедрение и сертификация СМК дает компании ряд важных конкурентных преимуществ:

  • Повышение качества выпускаемых товаров (услуг).
  • Повышение эффективности управления компанией.
  • Возможность участия в госбюджетных тендерах в качестве поставщика.
  • Льготные условия кредитования и страхования.
  • Доступ на зарубежные рынки.
  • Возможность добиться выгодных условий сотрудничества с иностранными поставщиками и получить статус официального дилера.

Заказать сертификацию на внедренный в организации менеджмент качества (ИСО 9001), а также получить помощь в разработке и внедрении СМК можно в компании «Единый сертификационный центр».