Основные понятия, принципы и терминология стандартов СМК

Международная система стандартов ISO постепенно интегрируется в российское законодательство, поэтому оформление сертификатов ISO дает российским компаниям все больше преимуществ. Компании любого профиля будет полезно оформить, в частности, сертификат ISO 9001, наличие которого подтверждает, что компания придерживается высочайших стандартов качества. Поэтому чтобы внедрение СМК на предприятии прошло успешно, стоит рассмотреть основные понятия, общие принципы и специфичную терминологию стандарта ISO 9001:2015, который регламентирует функционирование систем менеджмента качества (СМК).

Глоссарий

Стандарт ISO 9001:2015 и созданный на его основе российский ГОСТ Р ИСО 9000-2015 устанавливают такие основные термины в сфере управления качеством:

  • Качество – под качеством стандарт подразумевает не только общую способность товара или услуги достигать целей и выполнять функции, ради которых их приобретают потребители, но ценность и выгода от этих товаров и услуг для их потребителей.
  • Система менеджмента качества – под СМК имеется в виду совокупность бизнес-процессов и действий, предпринимаемых организацией для контроля и постоянного повышения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. СМК должна быть формализована в виде внутренних документов организации и содержать четко определенные цели и политики в области качества.
  • Среда организации – средой организации называют процессы, которые влияют на цели, устойчивость и намерения этой организации.
  • Заинтересованные стороны – под заинтересованными сторонами стандарт понимает не только непосредственных потребителей продукции или услуг организации, но и любые другие стороны, нарушение ожиданий и невыполнение потребностей которых может стать риском для устойчивого развития этой организации.
  • Поддержка – под поддержкой руководства стандарт понимает обеспечение достаточного вовлечения работников в СМК, постоянный мониторинг процессов и результатов в сфере качества, оценка угрожающих организации рисков и представляющихся возможностей, а также произведение действий, соответствующих ситуации в сфере качества.

Основные принципы СМК

Чтобы СМК была признана соответствующей стандарту ГОСТ Р ИСО 9000-2015,

она должна быть построена на основе таких принципов:

  • Ориентация СМК на потребителей товаров и услуг компании.
  • Нацеленность лидеров на всех уровнях организации, в которой внедрена СМК, на реализацию стандартов ISO в сфере качества.
  • Налаженные процессы взаимодействия сотрудников организации.
  • Процессный подход к контролю и повышению качества.
  • Нацеленность СМК на постоянное улучшение качества товаров и услуг.
  • Принятие решений в сфере качества на основе объективных свидетельств.
  • Управление взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами.

Документация для оформления СМК

Чтобы СМК могла быть признана соответствующей стандартам ИСО,

регламентирующая такую систему внутренняя документация организации должна содержать:

  • Руководства по качеству.
  • Политики и цели организации в сфере качества.
  • Описание бизнес-процессов и процедур в области качества.
  • Рабочие инструкции и регламенты.
  • Записи о достигнутых результатах и предпринятых действиях в сфере качества.

В некоторых отраслях кроме этих документов могут понадобиться и дополнительные бумаги, оформленные согласно отраслевым стандартам ISO в сфере качества.