Международная система стандартов ISO постепенно интегрируется в российское законодательство, поэтому оформление сертификатов ISO дает российским компаниям все больше преимуществ. Компании любого профиля будет полезно оформить, в частности, сертификат ISO 9001, наличие которого подтверждает, что компания придерживается высочайших стандартов качества. Поэтому чтобы внедрение СМК на предприятии прошло успешно, стоит рассмотреть основные понятия, общие принципы и специфичную терминологию стандарта ISO 9001:2015, который регламентирует функционирование систем менеджмента качества (СМК).
Глоссарий
Стандарт ISO 9001:2015 и созданный на его основе российский ГОСТ Р ИСО 9000-2015 устанавливают такие основные термины в сфере управления качеством:
- Качество – под качеством стандарт подразумевает не только общую способность товара или услуги достигать целей и выполнять функции, ради которых их приобретают потребители, но ценность и выгода от этих товаров и услуг для их потребителей.
- Система менеджмента качества – под СМК имеется в виду совокупность бизнес-процессов и действий, предпринимаемых организацией для контроля и постоянного повышения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. СМК должна быть формализована в виде внутренних документов организации и содержать четко определенные цели и политики в области качества.
- Среда организации – средой организации называют процессы, которые влияют на цели, устойчивость и намерения этой организации.
- Заинтересованные стороны – под заинтересованными сторонами стандарт понимает не только непосредственных потребителей продукции или услуг организации, но и любые другие стороны, нарушение ожиданий и невыполнение потребностей которых может стать риском для устойчивого развития этой организации.
- Поддержка – под поддержкой руководства стандарт понимает обеспечение достаточного вовлечения работников в СМК, постоянный мониторинг процессов и результатов в сфере качества, оценка угрожающих организации рисков и представляющихся возможностей, а также произведение действий, соответствующих ситуации в сфере качества.
Основные принципы СМК
Чтобы СМК была признана соответствующей стандарту ГОСТ Р ИСО 9000-2015,
она должна быть построена на основе таких принципов:
- Ориентация СМК на потребителей товаров и услуг компании.
- Нацеленность лидеров на всех уровнях организации, в которой внедрена СМК, на реализацию стандартов ISO в сфере качества.
- Налаженные процессы взаимодействия сотрудников организации.
- Процессный подход к контролю и повышению качества.
- Нацеленность СМК на постоянное улучшение качества товаров и услуг.
- Принятие решений в сфере качества на основе объективных свидетельств.
- Управление взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами.
Документация для оформления СМК
Чтобы СМК могла быть признана соответствующей стандартам ИСО,
регламентирующая такую систему внутренняя документация организации должна содержать:
- Руководства по качеству.
- Политики и цели организации в сфере качества.
- Описание бизнес-процессов и процедур в области качества.
- Рабочие инструкции и регламенты.
- Записи о достигнутых результатах и предпринятых действиях в сфере качества.
В некоторых отраслях кроме этих документов могут понадобиться и дополнительные бумаги, оформленные согласно отраслевым стандартам ISO в сфере качества.