Как понять, что вашей компании необходимо внедрить СМК?
Жители России уделяют все большее внимание качеству приобретаемых ими товаров. Так же взыскательно относятся к качеству товаров и услуг на российском рынке и законодатели, поэтому требования российских стандартов в сфере качества периодически становятся все более строгими. Для того чтобы компания соответствовала этим требованиям и работала максимально эффективно, управление качеством в ней должно осуществляться на основе системного подхода.
Поэтому стоит разобраться, по каким признакам можно понять, что компании нужно разработать и внедрить систему менеджмента качества (СМК), а также выяснить, когда для ведения бизнеса обязательно необходимо внедрение СМК в организации с последующей сертификацией.
Что такое СМК и по каким стандартам она сертифицируется
Система менеджмента качества (СМК) – это интегральная часть общей системы управления компанией, которая отвечает за контроль, сохранение и повышение качества выпускаемой продукции и предоставляемых потребителям услуг. Современная СМК должна быть основана на таких принципах:
- Клиентоориентированность.
- Процессный подход.
- Вовлечение всего персонала компании и лидерская роль руководства.
- Стремление к постоянному повышению качества.
- Реализация системного подхода к управлению компанией, в том числе и в вопросах качества.
- Создание механизмов управления рисками.
Общие требования к СМК содержатся в международном стандарте ISO 9001, который интегрирован в российское правовое поле в виде документа ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Для предприятий, работающих в отдельных отраслях экономики, существуют дополнительные стандарты, расширяющие требования ISO 9001 к СМК. Так, для компаний автомобильной промышленности принят стандарт IATF (ISO) 16949.
Когда необходима сертификация СМК
Российское законодательство пока что не требует обязательной разработки и внедрения СМК на предприятиях, равно как и их сертификации по стандарту ИСО. Однако наличие сертификата соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 обязательно для компаний, которые собираются:
- Участвовать в тендерных закупках в качестве поставщика.
- Экспортировать свою продукцию на рынки США, стран ЕС и других государств, в которых сертификация по нормам ISO 9001 обязательна.
- Получить престижный статус официального дилера или представителя зарубежной компании, зарегистрированной в стране с обязательной сертификацией по требованиям ISO 9001.
Признаки того, что отсутствие СМК сказывается на эффективности компании
Кроме ситуаций, когда без функционирующей СМК компания не может получить необходимый для ведения внешне- или внутреннеэкономической деятельности сертификат соответствия, все чаще встречаются ситуации, когда отсутствие СМК снижает эффективность компании и лишает ее шанса обойти конкурентов. Основные признаки того, что на предприятии необходимо внедрять СМК:
- Качество выпускаемых товаров и предоставляемых услуг со временем не повышается или даже падает несмотря на все усилия руководства.
- Ресурсы используются неоптимально, растет количество отходов и брака.
- Растет количество поступающих от клиентов рекламаций, нет налаженной системы их обработки.
- Репутация бренда со временем стабильно снижается, даже ее поддержание на стабильном уровне требует существенных маркетинговых затрат.
- Часто происходят непредвиденные аварии, а изменения рынка сразу сказываются на состоянии компании.
- Каждая заявка на возврат товара или уплаченных средств обрабатывается индивидуально без системного подхода.
- Сотрудники фирмы негативно отзываются о качестве производимых товаров.
- Повышение затрат на менеджмент не дает никакого прироста эффективности компании.